Почему у нас качественные упражнения?

Согласно Российскому стандарту центра оценки, моделирующие упражнения являются ключевым методом, определяющим специфику ЦО. Именно они позволяют оценивать поведение и давать наиболее точный прогноз успешности в целевой профессиональной деятельности.

То есть, важность использования качественного упражнения переоценить сложно.

Но как оценить качество? Если обратиться к тому же стандарту и посмотреть на требования, которые предъявляются к упражнениям, то получится примерно следующее:


Теперь посмотрим, как используемая нами методология разработки упражнений, позволяет нам добиваться того, что наши упражнения работают:

Этап 1. Анализ ситуации. В работе над упражнениями мы начинаем с анализа поведенческих требований — модели компетенций. Разрабатывая упражнения для себя, мы обращаемся к нашим универсальным моделям, разрабатывая под клиентский запрос — мы проводим подробный разбор их требований. На этом этапе мы получаем структурированное представление о том, какое поведение в рамках каких задач и оргконтекста мы хотим оценивать.

Этап 2. Спецификация. Определив, что мы хотим посмотреть и в каких условиях, мы переходим к «настройке инструмента» — нашего упражнения: прописываем потенциальные модельные (эффективные) варианты действий участника (чтобы в будущем понимать, а чего мы вообще ждем от нашего оцениваемого), продумываем контекст, содержание и уровень сложности ситуации. И только после этого начинаем творить!

Этап 3. Построение упражнение. В рамках данного этапа, строго учитывая все определенные на прошлых стадиях условия, разрабатываются материалы для участника и ассессора.

Этап 4. Пилотное тестирование. Без этого этапа ни одно наше упражнение не допускается к использованию в работе: как в наших собственных проектах, так и Центрах оценки наших клиентов.

Мы проводим тестовый проигрыш упражнения, привлекая участников, которые близки по характеристикам к целевой аудитории кейса. В рамках данного шага мы придирчиво проверяем, все ли работает так, как мы хотели. И по результатам вносим необходимые изменения и в зависимости от их масштабности либо еще раз проводим пилотное тестирование, либо выпускаем готовый кейс в «свободное плавание».

И даже после этого продолжается работа над упражнением: по мере накопления данных об использовании кейса, мы дорабатываем материалы и вносим улучшения.

Будем честны, кейсы не бывают идеальными, всегда есть простор для совершенствования. Но важно помнить, что гарантия «работоспособности» кейса закладывается строгим соблюдением методологии еще на самых первых этапах разработки.

Хотелось бы попробовать ответить на еще один важный вопрос, часто сопровождающий покупку кейсов: «Когда достаточно универсального упражнения, а когда необходима кастомизация?»


В своей работе мы опираемся на критерии, выведенные George C. Thornton III*:

Если ни одно из этих условий не относится к вам, то смело рассматривайте готовые моделирующие упражнения. Даже если в чистом виде упражнение не будет соответствовать всем вашим задачам, донастроить его несложно и недолго, главное, чтобы основа была качественной.

И напоследок хотелось бы рассказать о сквозных кейсах. На самом деле сквозной кейс — это группа упражнений, объединенных единой легендой; в рамках сквозного кейса ситуация разворачивается в пределах одного организационного контекста / компании. Сквозной кейс может состоять из разноформатных активностей: групповой дискуссии, аналитических заданий, ролевых игр и т.п. В ходе работы с кейсом для участника могут изменятся условия: тайм-лайн событий, его собственная роль, решаемые им задачи, но компания, отрасль и основные данные остаются неизменными. Все это сделано это не просто так:


Автор: Татьяна Шелухина, консультант

* Американский профессор в области индустриальной и организационной психологии, консультант.
Доктор Торнтон специализируется на разработке, внедрении, валидизации, исследовании и юридической защите метода ассессмент-центра в области управления человеческими ресурсами. Он является автором множества публикаций в рецензируемых журналах и шести книг.