Александра Свердловская
Поиск талантов, их вовлечение и удержание — важнейшие направления в работе HR, и многие профессионалы Talent Management осознают необходимость заблаговременной работы со своей целевой аудиторией. О том, как сделать HR-маркетинг эффективным инструментом для взаимодействия с потенциальными кандидатами и сотрудниками, и как инновационные методики помогают расширить зону влияния HR, обеспечивая увлекательную подачу и доступность полезного контента, нам помогла узнать Александра Свердловская, сооснователь digital-студии Tetraform.
Сила HR-бренда и новые тенденции
Как известно, целью маркетинга является привлечение внимания целевой аудитории, и одна из первостепенных задач HR состоит в необходимости успешно «продавать компанию» своим будущим кандидатам и сотрудникам. В то же время, в условиях выхода на рынок новых поколений кандидатов и необходимости удерживать внимание разных аудиторий, оставаться привлекательным работодателем становится все сложнее. Компании разворачивают борьбу за кадры, придумывают новые способы вовлечения людей, понимая важность инвестиций в HR-бренд.
Больше внимания уделяется имиджу компании, ценности бренда и корпоративной культуре. По-прежнему значимыми остаются материальные и социальные преимущества, которые организации готовы предоставить своим сотрудникам. Вместе с тем, все более ощутимой становится информационная дистанция между бизнесом и кандидатами. Именно поэтому большую ценность приобретают проекты в области инфотейнмента и эдутейнмента, которые помогают удерживать внимание аудитории, знакомить ее с деятельностью компаний и в дальнейшем вовлекать в работу. Крупные компании начинают работать со своей целевой аудиторией гораздо раньше, чем на этапе найма.
Сегодня эксперты видят главные «головные боли» российских HR в необходимости привлечения определенных сегментов специалистов — таких, как IT-профессионалы, инженерные кадры и т. п. Идет активная работа с молодым поколением. «Сегодня люди все меньше хотят устроиться в штат, переходят на гибкий график, нацелены на расширение собственной свободы в рамках рабочей деятельности. Организациям гораздо сложнее работать с такой аудиторией, и HR-маркетинг в сочетании с цифровыми технологиями может очень помочь в этом», — рассказывает Александра Свердловская.
Управление впечатлением
Чтобы создать возможность встречи кандидата и компании-работодателя, многие нанимающие менеджеры, L&D специалисты, профессионалы в области привлечения и удержания человеческих ресурсов заняты поиском наиболее эффективных решений. Вместе с тем, важно понимать, что универсальных бизнес-кейсов или идеально работающих продуктов не существует. «Золотой пилюли» нет, но есть «золотые алгоритмы», — обращает внимание Александра Свердловская. Важно подобрать механику работы со своей аудиторией, чтобы помочь кандидату узнать об интересных возможностях компании, вовлечь его в коммуникацию с работодателем. Лучше всего эффективность работы таких механик можно проследить, проанализировав конкретные HR-проекты. В этом материале мы поделимся ярким кейсом, который реализовала digital-студия Tetraform для крупной промышленной компании.
Проект «Город профессий 1.0»
Это первый релиз нового цифрового портала о профессиях промышленного холдинга. «Общая проблема для всех промышленников состоит в усилении оттока кадров в инженерном секторе. Квалифицированных специалистов становится все меньше, большие бюджеты и длительное время тратятся на переобучение, ведь выводить на производство неквалифицированных сотрудников — опасно и дорого», — объясняет Александра Свердловская.
Столкнувшись с острым дефицитом инженерных кадров, с существенно возрастающими затратами на обучение по сравнению с темпами роста качества работы сотрудников, компания-заказчик решила проверить гипотезу о заблаговременном поиске кандидатов на вакантные позиции. На момент начала проекта организация уже взаимодействовала с разными целевыми аудиториями и планировала заинтересовать начинающих специалистов, а также студентов, абитуриентов, школьников и их родителей.
Идея проекта — проложить путь между кандидатом и работодателем и помочь кандидатам совершить профессиональный выбор задолго до момента трудоустройства.
Кто я?
Обучаясь в старших классах, многие дети начинают активно задаваться вопросами: «Кто я?», «Куда пойти после школы?», «Какие профессиональные перспективы меня ждут?». В то же время, у ребят могут сформироваться стереотипы относительно работы в промышленных компаниях, отсутствовать знания о разнообразии сегодняшних профессий, новых технологиях и форматах работы. «Речь идет об HR-маркетинге и усилении бренда работодателя, но для „ранних“ аудиторий. При этом работать нужно не только для школьников или абитуриентов, но и для их родителей, которые переживают за детей и стараются поддержать их в принятии решения», — говорит Александра Свердловская.
Другая целевая аудитория проекта — HR, специалисты по профориентации, которые заинтересованы в получении понятного инструмента для своей работы. Таким образом, проект должен не только эффективно работать на имидж организации, но и быть полезным, информативным, вдохновляющим для всех, кто с ним соприкасается. Помимо работы с внешними аудиториями, важно успешно «продавать компанию» и внутренним сотрудникам: заниматься внутренним HR-маркетингом, уделять внимание корпоративной культуре и т. д.
Одна из важнейших целей HR — мотивированные сотрудники, понимающие свою значимость, свое влияние на то, что происходит в компании. Вдохновленные люди приносят пользу и себе, и миру.
Экономическая сила исследования
Определив целевую аудиторию, крайне важно отстраниться от собственных представлений о ее потребностях и прояснить, совпадают ли проблемы, заявленные заказчиком и подрядчиком на старте проекта, с болевыми точками, озвученными респондентами. Команда провела качественные исследования, 60 часов было отведено на сбор контента от экспертов компании. «Глубинные качественные интервью помогают понять, что у людей внутри, каковы их реальные потребности. Полученные результаты можно проверить количественным методом», — объясняет Александра Свердловская. Проведенное исследование позволило сэкономить месяцы разработки, а первоначальная концепция проекта по его результатам была изменена на 50%.
Смена образа решения
Выявление потребности молодых людей в понимании своего места в жизни и перспектив профессионального роста стало импульсом для расширения фокуса проекта: с инженерных специальностей на весь диапазон профессий компании. На процесс реализации проекта повлияло и месторасположение компании: многие респонденты посчитали местность неблагоприятной для проживания. Вместе с тем, компания готова предложить своим сотрудникам большие возможности для самореализации, а работа доступна для жителей соседних регионов, менее благополучных с экономической точки зрения.
Важно создавать продукт, который действительно помогает. Ощущение пользы — лучшая реклама для целевой аудитории.
Изменилась концепция проекта: не просто рассказать о профессиях, а познакомить аудиторию с разнообразными возможностями профессионального развития (горизонтальными переходами из одной профессии в другую и т. д.), с корпоративной культурой, многочисленными социальными бонусами, доступными для сотрудников компании. Важно учитывать разницу в восприятии информации разными категориями людей, различие их потребностей, рассказывать об имеющихся возможностях каждой целевой аудитории на понятном именно ей языке.
В первом релизе «Города профессий» появились:
- веб-платформа в виде карты города (10 крупных районов про большие блоки профессий, про компанию и социальные бонусы, города присутствия, а также маленькие объекты — микрорайоны),
- адаптированный профориентационный тест для школьников (информация о сильных сторонах и зонах роста, рекомендации для профессионального развития),
- личный кабинет школьника,
- описание 12 групп профессий (упоминания о 147 профессиях),
- персонаж-талисман (маскот), который помогает пользователю перемещаться по городу, проходить тест и т. д.
Срок работы над релизом составил 5 месяцев. На этом этапе в Городе «построены» производственный, энергетический, логистический, экологический районы, а также бизнес-парк (бэк-офис компании) и др. Это не исчерпывающий набор направлений: проект рассчитан на долгосрочный рост.
Проведенное исследование повлияло и на визуальную часть проекта: суровый виртуальный город инженеров, окруженный остроконечными горами, трансформировался в дружелюбную игровую платформу, где объекты выполнены в более спокойной стилистике. Игровая составляющая произвела эффект не только на детей, но и на взрослую аудиторию. «Карта с игровыми элементами прекрасно работает на имидж: она запоминается, с ней интересно взаимодействовать. Но это не просто красивая платформа: мы смотрели, как будет расширяться „Город профессий“, что должно происходить дальше. Например, маленькие объекты уже сейчас есть на карте, но активности добавятся туда в следующих релизах», — рассказывает Александра Свердловская.
Профориентация с акцентом на адаптацию
Основная ценность первого релиза проекта — профориентационное онлайн-тестирование. Изначально инструмент планировался как игровой, но в процессе работы на первый план вышла задача адаптации подростковой аудитории. В результате тест приобрел форму интерактивного чата с маскотом (персонажем), который помогает пройти инструмент. После прохождения теста участник получал информацию о своих сильных сторонах, рекомендации по развитию и выбору профессий.
Более 40 страниц платформы рассказывают о 12 профессиональных сферах и возможностях карьерного развития и предлагают конкретные рекомендации по обучению.
«Персонаж-помощник помогает „пробить 4-ю стену“: взаимодействует с человеком, проводит его по городу, рассказывает и отвечает на вопросы. Его можно использовать во всех активностях. Благодаря маскоту сайт становится живым, а сам персонаж — узнаваемым для разных аудиторий», — обращает внимание Александра Свердловская.
Результаты и планы
«Город профессий» — это долгосрочный проект, который подразумевает сложную последовательность действий. Опубликованный первый релиз является, скорее, имиджевой составляющей. В ближайшее время планируется наполнение платформы контентом, интеграция во внешнюю аудиторию и добавление интерактивных механик вовлечения. На исполнение второго релиза также отведено 5 месяцев.
«Сейчас проект будет запускаться на широкую аудиторию. Результаты работы с молодыми кандидатами будут известны ближе к концу 2023 года. Портал возьмут в работу и внутренние департаменты компании. Мы, в свою очередь, будем собирать качественные отзывы и анализировать индекс потребительской лояльности (NPS) среди школьников, их родителей, профориентаторов и всех, кто использует проект внутри компании», — говорит Александра Свердловская.
Исследование никогда не заканчивается. Необходимо снова и снова проверять то, что создано, соотносить с впечатлениями аудитории и при необходимости вносить изменения.
Использование платформы с «Городом профессий» возможно и в других мероприятиях и активностях компании. Крайне важным является сбор обратной связи от пользователей портала. Отзывы аудитории повлияют как на имеющиеся идеи о развитии проекта, так и на процесс комфортного взаимодействия с онлайн-городом.
Возможные варианты специальных проектов
Использовать спецпроекты можно на любом этапе работы с человеческими ресурсами. Так, для привлечения кандидатов хорошо сработают исследования, проекты, связанные с упаковкой HR-бренда, создание карьерных сайтов и лендингов, мероприятия и другие активности. В процессе найма сотрудников хорошим подспорьем станут системы для автоматизации рекрутинга и преонбординга, платформы для дистанционного обучения и тестирования соискателей. Для эффективного онбординга можно спроектировать цифровую среду для адаптации, работать над упаковкой этого этапа и оцифровкой базы знаний для новых сотрудников. Если же необходимо решать задачи обучения, развития или удержания сотрудников, здесь снова разумным вариантом будет проведение исследовательской работы, а также разработка и упаковка специальных мероприятий и корпоративного обучения.
Вариантов и возможностей реализации проектов сегодня очень много, и далеко не всегда для этого требуется внушительный бюджет. Вот лишь несколько вариантов проектов разных форматов:
Инфотейнмент: образовательная и просветительская база знаний о компании и профессиях
- сбор и систематизация контента с экспертами компании,
- разработка центрального визуального образа,
- создание дополнительных материалов для коммуникации (презентации для экспертов в школах, университетах) для интеграции в целевую аудиторию,
- разработка интерактивных форматов,
- опционально: проведение исследования,
- возможно объединение с другими форматами.
Веб-энциклопедия: подготовка контента о профессиях
- презентации, методические материалы (сбор контента у экспертов компании),
- веб-портал, наполненный информацией о профессиях,
- карьерные сайты и лендинги (в том числе с нестандартными способами вовлечения),
- новые форматы вакансий,
- возможно объединение с другими форматами.
Интерактивные онлайн-инструменты для профориентационной деятельности
- мини-игры онлайн о профессиях (квесты, экскурсии, квизы и др.),
- карьерные навигаторы,
- возможно объединение с другими форматами, сочетание с офлайн-активностями.
Онлайн-конференции и вебинары/ гибридные форматы/ хакатоны
- сбор контента с экспертами компании и подготовка выступлений,
- сценарий конференции/вебинара,
- организация трансляций,
- внедрение игровых форматов,
- подготовка спикеров и ведущих,
- возможно объединение с офлайн-активностями (гибридный формат проведения).
Нестандартные креативные концепции и проекты по продвижению HR-бренда
- видео- и анимационные ролики (для целей контент-маркетинга),
- интерактивные сериалы (знакомство с компанией, внутренней культурой и особенностями работы) и др.
Чек-лист «Как сделать спецпроект?»
- Четко сформулируйте цели и задачи.
- Определите критерии успеха или KPI.
- Соберите весь контент вокруг компании и проекта, чтобы предложить варианты решения задачи.
- Соберите вспомогательные материалы (референсы), подходящие для ваших задач.
- Систематизируйте образ решения, чтобы оценить его целостность и защитить перед руководителем/заказчиком.
- Выберите подходящую площадку для размещения.
- Выберите подрядчика или сформируйте отдельную команду для реализации проекта.
- Определите бюджет (в том числе затраты на продвижение спецпроекта).
- Подключите инструменты аналитики для отслеживания эффективности.
«Диджитал-инструменты — это возможность дотянуться до очень многих людей, чтобы вдохновить их», — делится Александра Свердловская. С одной стороны, цифровые решения дают возможность объединить задачи HR в области обучения и развития с необходимостью охватить большую заинтересованную аудиторию. С другой стороны, подобные проекты помогают людям находить себя, свою профессиональную реализацию и любимого работодателя, с которым интересно взаимодействовать и развиваться.