В рабочих ситуациях, когда многое стоит на кону и происходящее очень значимо для человека, мы замечаем яркие проявления: кто-то продавливает свою точку зрения, вынуждая собеседников с ним согласиться, кто-то требует от коллег немедленного идеального результата, а кто-то становится слишком эмоциональным или, наоборот, дистанцируется от происходящего. Поведенческие паттерны могут быть разными, объединяет их одно: в определенных обстоятельствах они могут мешать. Такие неоднозначные особенности поведения мы называем деструкторами.
Деструкторы – это устойчивые сочетания личностных особенностей, яркие проявления которых могут приводить к снижению личной эффективности. Опираясь на огромный опыт, масштабную экспертизу и космическое количество данных, коллеги из отдела исследований и развития эмпирическим путем разработали нашу собственную Модель деструкторов. Она объединяет 14 комплексных проявлений.
Список деструкторов разделен на две колонки: левая отражает взаимодействие героя с другими людьми – коллегами, подчиненными и кем бы то ни было, а правая – с задачами. Каждая из выделенных особенностей не несет однозначного негатива, но в крайнем своем варианте существенно затрудняет достижение результата. Например, открытость в коммуникации помогает построить честный и конструктивный в диалог, но, когда открытость превращается в прямолинейность, границы собеседника могут нарушаться. А перфекционизм – хорошее качество, но постоянное стремление к совершенству не позволяет принимать решения оперативно.
Отчет по деструкторам формируется по результатам прохождения нашего флагманского инструмента – профессионального личностного опросника. Может применяться организациями для более полного понимания сильных и слабых сторон сотрудников, предоставления обратной связи и составления планов развития. Информация о склонностях представлена в стеновой 10-балльной шкале, крайние значения, 9 и 10, – это то поведение, которое слабо компенсируется чем-то другим. «Это тот случай, когда ситуация становится менее управляемой. И руководителю, и сотруднику лучше бы знать о своей тенденции впадать в подобное состояние», - говорит Ирина Зарина, наш генеральный директор.
Алексей Григорьев, управляющий консультант R&D, рассказал о проблеме, с которой пришлось столкнуться в процессе создания инструмента. Выяснилось, что в русском языке «не хватает слов»!
«Не думал, что я когда-нибудь это скажу, но то ли в нашей культуре нет таких паттернов, то ли наш язык слишком богат для описания каких-то комплексных проявлений… Так или иначе, мы постарались сформулировать для каждого деструктора наиболее подходящее определение», - говорит Алексей.
Почему не воспользовались англоязычными определениями? «Мы с вами работаем в Российской Федерации и хорошо бы, чтобы русскоязычные участники понимали, о чем мы говорим. Мы старались использовать те ярлыки, которыми мыслят HR, руководители и организации. Кроме того, у нас накоплено большое количество данных по личностным опросникам, и мы знаем, какие характеристики сочетаются между собой и образуют некий, грубо говоря, фактор», - комментирует Ирина Зарина.
На вебинаре «Деструкторы: баг или фича?» участники спрашивали, соотносятся ли выявляемые деструкторы с классификацией расстройств американской психиатрической ассоциации (DSM-V). Безусловно, какие-то из деструкторов можно воспринимать как акцентуации, но не стоит забывать, что, анализируя деструкторы, мы говорим все-таки о рабочей среде.
«Деструкторы – это, в том числе, те черты, которые человек прокачивает в себе и на них опирается. Они обусловлены той культурой, тем контекстом, в котором он находится, который, возможно, стимулирует проявление этих черт, доводит их до экстремума и говорить об этом как об акцентуации, либо говорить об этом в терминах американской психиатрической ассоциации как классификатора, наверное, не совсем релевантно, потому что мы все-таки остаемся в рабочем поле. Это поведение является нормой, но оно ограничивает достижение результата. Это не переходит в какую-то малую либо иную психиатрию. Поэтому мы сознательно избегаем вот этих связок», - объясняет Ирина Зарина.
В тестовом режиме мы проанализировали деструкторы более тысячи сотрудников, и удалось установить некоторые тенденции.
1. Наиболее типичные деструкторы у представителей высшего менеджмента – «склонность к риску», «требовательность» и «давление в общении». А вот «нерешительность» и «инертность» в этой категории практически не встречаются.
2. Для среднего менеджмента характерны «уступчивость» и «нереалистичные амбиции». Ведь этот уровень менеджмента обычно находится между молотом и наковальней требований вышестоящего руководства и сотрудников.
3. У линейных руководителей практически не встречается деструктор «нереалистичные амбиции».
Конечно, есть и индивидуальные кейсы, когда у линейного персонала мы фиксируем деструкторы, характерные для среднего менеджмента, но эти случаи статистически не значимы.
Бывают даже такие ситуации, когда у одного человека мы выявляем, казалось бы, не совместимые друг с другом деструкторы.
А для руководителей экспертного склада характерно загадочное сочетание: «нерешительность» и «склонность к риску». На практике оказывается так, что некоторые инженеры, хоть и находятся на высоких должностях, не могут принять решение, чтобы дойти до результата. Но когда ситуация требует немедленного участия, их поведение выглядит как склонность к риску.
В ходе нашего исследования выяснилось, что деструкторы, типичные для мужчин и женщин, отличаются.
Мужчины – как и ожидалось, более прямые, четкие и ориентированы больше на задачу, чем на людей.
Женщины – более эмоциональные и социальные, что вполне укладывается в стереотипы. Но деструктор «склонность к риску» выбивается из общей картины, его проявления чаще приписывают мужчинам. Однако тут есть рациональное объяснение: склонность к риску включает в себя скорость принятия решений, при этом женщины- руководители в целом быстро реагируют на ситуацию и проводят в жизнь решения
Если деструкторы приводят к снижению личной эффективности, каким образом они могут быть ресурсом? Дело не только в том, есть ли деструктор, главное – в какой степени он присутствует, насколько ситуация управляема.
«Мы склонны эксплуатировать и прокачивать определенные черты: в виде навыков, в виде проявлений компетенций, если это позволяет достичь результата. До какого-то предела это работает. Но если «перекачать», то эти черты становятся багом и затрудняют достижение результата», - говорит Ирина Зарина.
Каждый человек вырабатывает или приобретает в процессе социализации навыки взаимодействия с окружающим миром. На определенном этапе любая привычная стратегия может быть успешной, вопрос в том – можем ли мы вовремя остановиться и использовать ее ровно в той мере, в которой это необходимо. Отчет по деструктором поможет узнать свои склонности, отрефлексировать, на что стоит обратить внимание, и не доводить до экстремума рискованные черты. Если обращаться с деструкторами осторожно – они будут фичей, а не багом.
Оставьте свои контактные данные и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.