Несколько лет назад мы выпустили серию интервью «HeadMade by SHL», где коллеги делились рассказами о себе и своей работе в компании. Мы сохранили эти интервью как часть нашей истории. Предлагаем вашему вниманию интервью с ведущим разработчиком программного обеспечения Дмитрием Поповым.
— Как человеку, по сравнению с весной, мне живется довольно неплохо: стабилизировался человек. Как сотруднику — все вполне привычно, поменялось только место дислокации.
Вообще я — человек домашний, но, когда принудительно заставляют сидеть дома, это неприятно. Поэтому сначала было сложно. К счастью или к сожалению, я — трудоголик, и мне непросто сказать себе: «Стоп, время уже 12-й час ночи, хватит работать». Со временем удаленная работа стала привычной, иногда даже появляется ощущение, что я могу четко планировать день, разграничивать отдых и работу. Но на самом деле нет :)
— Все началось еще со средних классов школы. Как и у всех, у нас была Информатика, но то, что рассказывали на обычном уроке, мне было понятно и не особенно интересно. Я сидел за преподавательским компьютером и работал над школьным сайтом.
В старших классах встал выбор, что же дальше. Я не хотел идти в гуманитарии, МАИ был близко, и я поступил туда на факультет систем управления, информатики и электроэнергетики. После первого курса я нашел классическую студенческую подработку: устроился в магазин компьютерных и настольных игр. Там занимался и сайтом, и контентом, и дизайном, после чего возникло желание развиваться дальше. Я понял, что можно программировать самому, что на готовых схемах и бесплатных движках далеко не уедешь.
В одной из компаний моим руководителем был такой «программист старой закалки», он обучал меня языку Perl. Сегодня этот язык не столь популярен, но в качестве общей алгоритмической базы это позволило мне двигаться дальше. Мы тогда программировали и биржу заказов такси, и проекты по сбору данных (Data mining). У нас была идея — сделать свою поисковую систему, и эти наработки, а также курс по искусственному интеллекту в Университете стали, своего рода, тренировочным полигоном для написания моего диплома и дальнейшей работы.
— Я считаюсь Full-Stack разработчиком, то есть сейчас я занимаюсь и клиентской, и серверной частью систем, в том числе их дизайном. Я хочу, чтобы продукты, которые я делаю, выглядели достойно, поэтому я самостоятельно изучал дизайн, практиковался, закончил несколько курсов по разработке и проектированию интерфейсов.
— Главный вызов, на каждый будний день, — делать качественно и при этом быстро. Я стремлюсь к совершенствованию себя как разработчика, к улучшению подходов и принципов проектирования программ и сервисов, учусь эффективно обучать сотрудников, и, похоже, мне удается передавать коллегам полезную информацию.
— Вполне возможно, есть живые примеры. Один из этих примеров до сих пор с нами работает: Мария Михайлова :) Главное — это желание и вовлеченность. Если человек действительно хочет понять, он будет разбираться, прилагать усилия. Я всегда готов ответить, что-то пояснить. В моих интересах, чтобы человек меня понял.
Склад ума, возможно, тоже накладывает отпечаток, но опять-таки — даже это можно поменять: люди развиваются. Для взаимодействия достаточно разобраться в целом, как решается та или иная задача. Это вопрос алгоритмического мышления, понимания, как это будет сделано и что получится на выходе.
— В целом разработка API, основного ядра нашей системы, и, как следствие, разработка SHLTOOLS 4, как клиента к этому ядру, ознаменовала собой переход к новой технологии микросервисов. Это позволяет нам легко масштабировать систему, а также производить изменения ее независимых компонентов, не влияя при этом на работоспособность системы в целом. Это повышает ее способность адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, ее устойчивость, или, как говорят, робастность системы.
— Допустим, у компании-клиента есть собственная система для работы с сотрудниками и соискателями, и клиент хочет процесс оценки людей — как своих, так и внешних — встроить в эту систему. Наше ядро посредством API дает ему такую возможность: не нужно регистрироваться в посторонней системе, ходить на другие сайты, переносить туда своих кандидатов — все это происходит в рамках «одного окна». Как правило, это актуально для больших объемов работы. Получается такой «завод по отчетам».
Если же у компании объем маленький, но при этом есть свои IT-ресурсы, это тоже решаемо. Они могут использовать наш интерфейс для оценки кандидатов, достаточно только реализовать несколько методов взаимодействия с SHLTOOLS. Клиент сам решает, в каком виде будут предоставляться отчеты: в Excel, PDF или HTML — как угодно.
Важный момент, что никакие персональные данные участников к нам не попадают, все остается у клиента. Нам опционально можно отсылать лишь общую, весьма абстрактную, информацию для сбора норм (страна, регион, город, год рождения, пол).
— В принципе обратная связь исключительно полезна, но только когда человек понимает, о чем он говорит, и может аргументировать свою позицию. Обратная связь от клиентов фильтруется и перерабатывается нашей службой технической поддержки. Если накапливается какая-то системная проблема или непонимание у клиентов, мы пытаемся это решить.
К сожалению, обратная связь зачастую связана с предыдущим опытом работы человека: многие из нас привыкли всю жизнь делать что-то определенным образом и не готовы меняться. Но надо давать шанс попробовать новое. Возможно, это окажется намного удобнее.
— Для меня код-ревью — это вопрос оптимальной траты ресурсов. Например, если вы делаете дипломный проект, то собираете массу информации из самых разных источников, которая как-то распределяется по папкам на компьютере. И все уже есть, надо только это собрать. Вот так же и здесь: создается какая-то программа, она вроде бы работает, но где-то тексты дублируются, где-то что-то не перепроверено. Код-ревью старается решить задачу с точки зрения структурирования кода и его покрытия автоматическими тестами. Если не делать в определенный момент такие проверки, ошибки будут накапливаться как снежный ком. Получается, код-ревью в дальнейшем экономит массу времени и денег.
— Мне кажется, более популярными станут видеоинтервью с анализом данных, вот это выстрелит. Возможно, придумают какие-то новые маркетинговые уловки и будут разрабатывать локально кастомизированные решения под задачи конкретного клиента. Но для широкой публики, мне кажется, мало что изменится.
— Думаю, отчасти широкий круг задач. Я занимаюсь не только серверной разработкой, но и клиентской, и влияю в том числе на внешний вид наших отчетов и системы в целом. Еще вдохновляет продуктивное взаимодействие с коллегами. По сути, совместно с командой IT мы можем решить любую задачу.
— Не так давно я заметил, что сначала рассматриваю плохой вариант развития событий. То есть в нашей команде я — такой реалисто-пессимист: лучше подстрахуюсь от плохого случая, и он не произойдет, чем мы не учтем «плохой вариант» и окажемся на дне. Еще я предпочитаю делать вещи, которыми потом можно будет гордиться (ну, или хотя бы не стыдно их показать).
— У меня отец — заядлый рыбак. Когда мы с братьями были маленькими, всей семьей ездили на Селигер на две-три недели, жили в кемпинге в палатках. Свежий воздух, вода, катание на моторной лодке — какому ребенку это не понравится?
Потом, когда мы подросли, перестали ездить. А сейчас, видимо, возраст берет свое, интересы возвращаются. Но теперь это уже не семейная традиция, а просто мое увлечение. И дело даже не в ловле рыбы. Я не очень люблю скопления людей, большие города, и поездка на рыбалку — это момент единения с природой, медитации. Для меня это, своего рода, йога :)
Удаленка.
Смотря для каких задач. Но, в большинстве своем, человек более гибкий.
Развитие. Не стоять на месте и профессионально развиваться.
В том, чтобы люди говорили на одном языке или хотя бы понимали общие термины. Либо, как шутит Дмитрий Пучков, нужно изначально «договориться о понятиях».
Хм... Мне представляется такой человек-оркестр, когда ты и на ударных, и на басу, и голосом подвываешь. Что-то такое в жанре хеви-метал.
В первую очередь, честность. На основании этого многое строится. Ну, и второе — моральные принципы, которые хоть как-то сочетаются с моими. Если человек не поддерживает ни один из моих принципов, я с ним взаимодействовать не смогу.
Маркетинг :) Это же маркетинговый термин, чтобы продавать.
Если ресурсов достаточно, я бы попробовал построить дом. В этом году я приобрел участок и сейчас разрабатываю проект. Дом будет из газобетона, так как я очень фанатично отношусь к пожарной безопасности. Но при этом изделия я хочу делать из дерева. Иду от теории столярного дела к практике.
Беседовала Александра Ненилина
Оставьте свои контактные данные и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.