Несколько лет назад мы выпустили серию интервью «HeadMade by SHL», где коллеги делились рассказами о себе и своей работе в компании. Мы сохранили эти интервью как часть нашей истории. Предлагаем вашему вниманию интервью с экспертом в области оценки персонала, старшим консультантом московского отдела консалтинга Екатериной Рагимовой.
«Я еще в школе определилась с тем, что хочу идти в психологию. Поступила на факультет „Управление персоналом“, там было много преподавателей именно из бизнеса, это была по сути прикладная психология в бизнесе. Первая моя работа тоже была связана со сферой управления персоналом, с подбором и администрированием. Довольно долго работала HR-дженералистом в российских компаниях, без ресурсов (финансовых, консалтинговых, аутсорсинговых), без опытного наставника, приходилось очень во многом „изобретать велосипед“ — например, самостоятельно создавать профессиональную систему оценки для IT консультантов или разрабатывать систему мотивации. Довольно успешно, как мне кажется, но, тем не менее, это было трудозатратно.
Позже я перешла в иностранную компанию, посмотрела, как все HR процессы выстроены там. А когда перед глазами есть целостная картина отстроенных процессов, проще понять что наиболее интересно. Так я поняла, что мне интересна именно оценка персонала. Я стала думать, как специализироваться в этом направлении, куда пойти дальше. Решила, что самый верный путь — пойти в компанию-гуру оценки, которая своего рода „законодатель в этой индустрии“. Собственно, так мой выбор пал на SHL».
«Момент общения с очень интересными людьми, с моими коллегами, постоянный доступ к экспертизе, к лучшим умам, я бы так сказала. И конечно, это общение с клиентами, в процессе которого открываются новые грани. Мы часто оцениваем старший и топ-менеджмент, это очень интересные люди, с ними интересно работать. Помогать им найти область, где еще они могут „нарастить мышцы“, усилить свои навыки, совместно выстраивать планы, как это сделать. Это такой взаимовыгодный процесс, когда все стороны получают пользу и развиваются. Мне это очень нравится, заряжает энергией, вдохновляет.
По моим ощущениям, довольно часто я встречаюсь с людьми, готовыми и стремящимися к изменениям. То есть, как минимум, они готовы эту тему обсуждать, хотят становиться лучше».
«Бывает такое, что приходишь оценивать человека, а он настолько „на твоей волне“, с ним так приятно общаться, и к концу взаимодействия начинаешь подозревать, что отношения, которые человек с тобой выстраивал весь день, могут сказаться на объективности дальнейшей оценки. В этом плане очень спасает наша процедура, которая четко делит процесс наблюдения (когда я взаимодействую с человеком, я только наблюдаю и все фиксирую) и, собственно, оценки, которая происходит, как правило, на следующий день (я классифицирую поведение по модели компетенций и выставляю взвешенные баллы). Это очень помогает отделить общее впечатление о человеке от его компетенций и дать объективную оценку в рамках той модели поведения, которая принята в компании».
«У меня ощущение, что нельзя обмануть. Ну, то есть в каком смысле нельзя? Мы же всегда оцениваем совершенно конкретные критерии. Допустим, трудно себе представить, что, если у человека плохо с аналитическими навыками, он вдруг что-то такое сделал, что у него с аналитикой стало хорошо. В этом случае, это невозможно.
А с точки зрения, например, лидерских стилей управления, чаще бывают попытки... Например, руководитель авторитарный, но он понимает, что от него требуется сейчас демократичный стиль общения, и начинает играть роль „мягкого и пушистого“ во время ассессмента. Во-первых, это всегда чувствуется. А во-вторых, если он может это продемонстрировать в течение тех 20 минут, которые мы с ним взаимодействуем (а ассессор, как правило, выступает в роли довольно конфликтного подчиненного, сложного, провоцирующего), то я считаю, что у него есть стили поведения, нужные по модели. Если в жизни он другой, встает уже вопрос его мотивации: почему он осознанно выбирает несвойственный, ненужный компании стиль?»
«У меня недавно был нестандартный проект — нужно было систематизировать процесс оценки, причем по большей части эта оценка лежала на границе между профессиональными и поведенческими компетенциями. Была нестандартная сложная модель компетенций, много отдельных элементов системы, которые работали в компании разрозненно, и надо было все это объединить, сделать удобным и понятным для самого неподготовленного пользователя этой процедуры. В довершении всего, это надо было выполнить очень быстро, фактически у нас было две недели на все. Там был очень вовлеченный заказчик, а проект интересен еще и тем, что HR в нем вообще никак не участвовал — мы работали напрямую с представителем отдела продаж. Практически каждый день мы созванивались, проясняли что-то вместе, думали, как сделать лучше, проще. И за счет этой коллаборации, а также того, что клиент был готов вовлекаться, созваниваться, прояснять, и удалось успешно проект выполнить.
Сейчас этот проект мы сдали. Клиент сразу после сдачи запустил оценку сотрудников по новой прописанной нами процедуре. Пока есть обратная связь, что на первых этапах все сработало хорошо. Тем не менее, мы на связи с клиентом и ждем окончания проекта, чтобы получить более развернутую обратную связь».
«Это те находки и инсайты, которые иногда рождаются, например, во время обратных связей, коучинговых сессий с руководителями, подходы к развитию, к формированию новой привычки, нового навыка. Если я вижу, что это где-то здорово сработало, и клиент делится позитивным результатом, мне это интересно и самой попробовать.
Но я совершенно точно не переношу оценку в нерабочую жизнь, хотя знаю, например, что у некоторых коллег иногда бывает такое. То есть когда я общаюсь с друзьями, родственниками, знакомыми, у меня выключается абсолютно этот фильтр оценки. Мне очень важно просто общаться и получать удовольствие от живого общения. Для меня в принципе человек — это большая ценность, я всегда с позиции интереса подхожу к любому человеку. Как там у него устроено, как он так делает и почему? О, здорово, он еще и это может, умеет и делает! В обычной жизни у меня нет фокуса на том, чтобы оценивать что-то в человеке, я скорее просто наблюдаю, это позволяет открывать что-то новое, неожиданное, удивляться. А в работе я включаю в себе профессионального оценщика и фокусируюсь на тех навыках, которые мне надо сейчас посмотреть в человеке. Наверное, это вопрос каких-то внутренних наших установок и ценностей».
«У меня не бывает обычного дня. Я бы сказала, что есть разные типы дней — тренинг, день ассессмента, день обработки результатов, день написания отчетов и т.д. Все эти дни связаны с моими ключевыми активностями и все они очень разные — зависит от проекта. Так, чтобы совсем никакого проекта не было, случается крайне редко, и я даже чувствую себя менее уютно в такие дни.
Я никогда не выхожу из дома, не позавтракав, всегда закладываю на это время, это очень важно! Такой заряд бодрости и хорошего настроения на весь день. Обычно добираюсь на работу на метро — в это время я могу слушать аудиокниги или что-то читать, готовиться к какому-то мероприятию. Это время, по сути, уже рабочее.
Если говорить про конец дня, тут по-разному бывает. У меня нет каких-то четко определенных привычек. Сейчас я параллельно учусь на гештальт-терапевта, и у нас периодически бывают встречи с одногруппниками, семинары, другие активности.
Иногда по вечерам я смотрю передачи или сериалы на английском языке, или читаю книги, статьи. Я не часто говорю на английском, а такие проекты время от времени возникают, и нужно довольно быстро включаться, проводить переговоры, оценку на английском... Мне важно поддерживать язык.
А после тренингов очень важно как-то спокойно провести вечер, без многолюдных встреч и активностей».
Быть верной себе.
Они меняются. Если широко, то, наверное, человек. В какой-то момент меня очень вдохновлял коучинг, как некое направление в работе с собой и с другими. Сейчас больше вдохновляет гельштат-подход в работе с человеком.
Еще я очень люблю путешествовать, для меня это самый большой источник ресурса и энергетической подзарядки. Причем даже микропутешествия — в Подмосковье, в какие-то просто красивые места. Редко, когда на отдыхе останавливаюсь в одном городе. Как правило, беру машину, чтобы объехать самые красивые места страны. Если условия позволяют, подключаю спортивную программу.
Живопись.
Бумажные.
Баланс и того, и другого. Хотя впечатления, наверное, чуть-чуть перевешивают.
Человек.
Сейчас для меня важнее всего — это вопрос к самой себе. Думаю, это обусловлено моим обучением. Поэтому первая мысль — я бы спросила еще раз себя по каким-то важным для меня моментам, с которыми я сейчас в жизни соприкасаюсь.
Оставьте свои контактные данные и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.