Инна Николаева

Несколько лет назад мы выпустили серию интервью «HeadMade by SHL», где коллеги делились рассказами о себе и своей работе в компании. Мы сохранили эти интервью как часть нашей истории. Предлагаем вашему вниманию интервью с экспертом в области оценки персонала, консультантом московского отдела консалтинга Инной Николаевой.



Выбор профессии


«Я пришла в оценку не самым прямым путем: когда училась в школе, мне было сложно определиться, кем я хочу стать. В какой-то момент появилась идея пойти в журналистику, я начала готовиться. Потом стала интересоваться смежными областями — историей, социологией. Это такой микс между общением и тем, как действия людей переходят в исторические статусы, какие последствия они могут приобретать с течением времени. В итоге я поступила на факультет социологии.

Мне нравились разные науки, связанные с психологией, и я выбрала специализацию „Социология и психология управления“. Неожиданно открыла для себя HR-сферу, когда пошла на практику в кадровое агентство. И это, наверно, определило мой карьерный путь в сфере работы с персоналом.

Начинала я как рекрутер и полностью фокусировалась на подборе сначала в кадровом агентстве, потом в корпоративном HR. В какой-то момент осознала, что очень устала от рекрутмента и не очень понимаю, чем я хочу заниматься. Тогда я ушла в свободный поиск. Меня пригласили в SHL, и здесь я узнала, что есть огромный мир других вещей, связанных с работой с персоналом — в частности, оценка.

Изначально я пришла в SHL на позицию координатора. Включалась в проекты на разных стадиях, за все бралась, чтобы попробовать, насколько мне это интересно. А дальше, посмотрев в теории и на практике, как это работает, я перешла на позицию консультанта. И в итоге я поняла, что и журналистика, и психология, и изучение людей — все слилось в моей профессии. В итоге пазл сложился».



Оценка персонала — это...


«Возможность сделать жизнь человека чуть лучше, эффективнее, помочь ему с самоопределением, показать новые области, о которых он, может быть, не знал. Например, часто случается, что человек, становясь руководителем, фокусирует внимание только на контроле исполнения, на результатах, которых он и его команда должны достичь. При этом такой важный критерий, как мотивация подчиненных, например, проседает. В ходе обратной связи вы обсуждаете полученные результаты, и есть возможность рассказать, почему людей нужно мотивировать, объяснить, как проявляются индивидуальные особенности, и как это может помочь его команде достигать еще более высоких результатов. Это очень классное ощущение, когда человек уходит от тебя после обратной связи с багажом новых знаний и энтузиазмом применять их в своей работе.

Конечно, случается, что людям сложно принять новую информацию о себе, они стараются защититься, но это тоже такой особый кайф — к каждому человеку подобрать ключик, найти метод, через который он готов сейчас принять помощь. За последние пару лет большинство участников моих ассессментов во время сессий обратной связи приходили к тому, что да, хоть маленький кусочек информации им интересен, и они это попробуют применить. Есть те, кто совсем не готов это услышать, но иногда бывают случаи, когда они возвращаются и говорят: «Да, знаете, я этот момент прокрутил в своей работе. Как в итоге с этим можно поработать?»



Можно ли обмануть ассессора


«На мой взгляд, опытного оценщика обмануть не получится, этого не даст сделать процедура оценки. Она построена таким образом, что мы никогда не смотрим человека только в одной ситуации: предлагаем ему, например, коммуникацию под разными углами — общение с подчиненными, с коллегами, презентации данных руководству и так далее. И даже если в одной ситуации у него получилось где-то слукавить, то другими методами мы его перепроверим.

Также именно поэтому мы всегда рекомендуем использовать психометрику. При анализе профиля можно увидеть то, что нам человек „изображал“: даже если его поведение очень похоже на правду, это действительно ему свойственно или он научился это делать? И если он научился это делать настолько естественно, то это уже сильная сторона человека».



Живой ли человек ассессор


«Когда я прихожу на проект по оценке, то четко стараюсь зафиксировать: я сейчас к человеку как-то странно отношусь — почему? И как только понимаю причину, то сразу ее отбрасываю и смотрю гораздо более объективно. Второй момент, опять же сильно помогает процедура: я не заполняю оценочные формы, не описываю человека в тот же день. Дальше переслушиваю, пересматриваю все свои записи, которые сделала по участнику. И... как только ты смог на шаг отступить, дал себе времени „остыть“ после центра оценки, то какой-либо эмоциональный эффект снимается, и ты понимаешь, что да, сейчас я вижу человека максимально объективно».



Работа над упражнениями


«У нас в компании очень открытая среда: если ты хочешь заниматься чем-то, то, пожалуйста, делай. Помню, один наш коллега сказал, что будет разрабатывать новое упражнение: кто хочет, подключайтесь. Я вызвалась. Участвовала в генерации идей (мы разрабатывали аналитическую презентацию), потом прописывала отдельные документы. И здесь такая особенность: в чем ты хорош, то ты и делаешь. Если, например, ты не очень глубоко знаешь бизнес-среду, значит, можешь заниматься расчетами. Если ты не очень хорошо считаешь, то ты можешь писать письма и вербализировать то, что коллеги придумали. Разработка упражнений интересна тем, что ты можешь в ней по-разному себя реализовать.

Это такая кропотливая работа, она требует усидчивости и тщательности, но потом ты можешь увидеть на центре оценки, как это все работает. При разработке можно внести много мотивов, добавить разнообразные информационных тропки, и очень интересно смотреть, по какому пути пойдет участник».



Отражение профессии в жизни


«Думаю, что основной навык, который я выработала и применяю дальше в своей жизни — это структурирование информации. И когда ты общаешься с коллегами и передаешь им данные по участникам, и во время общения с клиентом, ты должен быть максимально понятен и последователен. И мне кажется, что у меня это переносится в реальную жизнь: я сама формулирую свои мысли довольно четко от начала и до конца.
И, наверно, у меня теперь даже некоторое искажение — мне хочется, чтобы все люди четко формулировали свои мысли, чтобы я быстро понимала, что от меня человек хочет, без каких-либо предварительных обсуждений :-)».



Мой идеальный день


«Идеальный рабочий день для меня — это насыщенный день центра оценки, потому что это самая информационно богатая активность. Во-первых, ты переходишь от концепта, который создал с клиентом, к очень практичным вещам. А, во-вторых, смотришь, как участники проявляют себя в упражнениях, собираешь данные для дальнейшего анализа.

Если брать более спокойные дни, то, наверное, основная „идеальность дня“ состоит из решения разнообразных задач. Я могу с утра разрабатывать для нас новое упражнение, в обед интегрироваться с коллегами и выставлять оценки по участникам, потом дать обратную связь, а вечером ехать к клиенту и презентовать ему данные по прошлой оценке. То есть идеальный день — он такой обычный, потому что они все очень классные в своем разнообразии.

Если брать свободное от работы время, то я очень люблю смотреть кино, поэтому я бы еще сходила куда-нибудь посмотреть новый фильм. И я сейчас подтягиваю английский, поэтому, может быть, где-нибудь затесалось бы занятие. И, наверное, вечер закончился бы либо с друзьями, либо с семьей».



Блиц-интервью


Главная ценность в жизни?

Честность.


Источник(и) вдохновения?

Это люди, потому что они все разные.


Музыка или живопись?

Я долго думала про это... музыка.


Бумажные книги или электронные?

И такие, и такие.


Впечатления или практичность?

Впечатления.


Человек или искусственный интеллект?

Человек.


Один вопрос любому человеку: кого и о чем бы вы спросили?

Я на самом деле в течение жизни думала над этим вопросом, и я не могу найти такого человека. Если только... я думаю о том, что я бы задала вопрос себе через какое-то время (лет через 10) и спросила бы что-то вроде: «Ты довольна? Все удалось?». И в этот момент я бы поняла, иду я по правильному пути или, может быть, все-таки мне что-то нужно поменять.