На рынке труда наблюдается позитивный тренд: безработица достигла рекордно низких значений. Но есть и негативная сторона, ведь работодатели столкнулись с дефицитом квалифицированных кадров. Растет спрос на выпускников и молодых специалистов, и главная задача бизнеса – принять в команду самых перспективных девушек и юношей.
Ситуация непростая: с одной стороны, мы не можем уронить качество найма и обмануть ожидания нанимающих менеджеров, а с другой – нужно поработать с кандидатским опытом и сохранить лояльность соискателей, чтобы не потерять их, в том числе, как клиентов. Но главное: бизнесу нужны люди, которые в дальнейшем принесут результат.
Работодателю, нанимающему молодых специалистов, стоит учитывать несколько нюансов.
Работодателям нужны сотрудники, которых не существует в природе.
Мы попросили работодателей рассказать о том, каким должен быть идеальный сотрудник. Выяснилось, что кандидат должен совмещать, по сути, разные функции.
В жизни эти характеристики не так часто уживаются внутри одного человека. По данным международного исследования 190 тысяч выпускников, таких разносторонних – всего 6%! (Trendence Graduate Survey, 2018).
Попробуем реалистично посмотреть на требования к молодым специалистам.
Мы не сможем найти выпускника, который с легкостью справится со всеми задачами. А вот выбрать наиболее актуальные для вашей компании критерии и сосредоточиться на них – можем.
Мы определили 14 универсальных вызовов для начинающих специалистов (исследование "Edge|Start: вызовы на старте карьеры"). Они связывают особенности деятельности с определенным контекстом, в котором приходится действовать выпускникам.
Каждый из вызовов относится к одному из трех блоков:
Оценку по вызовам можно воспринимать как инструмент отбора, а можно – как диагностику с целью выявления слепых пятен и последующей адаптации. По результатам оценки руководитель сможет понять, в какие подразделения, под какие задачи можно подключать молодого специалиста. На старте очень важно создать ситуации успеха, когда есть достижение и позитивная обратная связь от руководства.
Какие инструменты используют для оценки начинающих специалистов?
Этап 1. Отсев неподходящих кандидатов. Классический инструмент отсева – тесты способностей. Они определяют, насколько человек способен обучиться новому, а это крайне важно, особенно когда нет опыта работы. Тесты – самый стрессовый инструмент в оценке, но студенты воспринимают его лучше, чем другие категории соискателей.
Традиционно наши клиенты чаще всего используют тесты на анализ числовой и вербальной информации. Они становятся более современными, появляются разные уровни сложности. В последнее время набирает популярность тест DC3 для анализа системного мышления, абстрактной логики. Некоторые крупные производственные компании определили для себя этот тест как ключевой или даже единственный: настолько важно для них оценивать системное мышление на входе.
Этап 2. Выбор и профориентация. Молодые специалисты ищут себя, им важно понять, где будет проще и интереснее. На помощь приходят личностные опросники.
С ними довольно комфортно работать, потому что правильных и неправильных ответов нет, а время заполнения не ограничено. Отчеты по опросникам понятны даже людям без психологического образования. Кандидаты могут получить обратную связь о своих сильных сторонах и зонах развития, а компания – использовать полученную информацию на дальнейших этапах отбора: например, для интервью с нанимающим менеджером или других оценочных мероприятий.
Этап 3. Оценка работы с новой командой. Для оценки взаимодействия можно использовать групповые дискуссии, но если кандидатов много, это потребует времени и ресурса нанимающего руководителя. В качестве альтернативы применяют личностный опросник, который показывает склонность к взаимодействию с людьми и работе в команде. Подчеркнем, что опросники работают на условно больших данных, поэтому стоит учитывать целесообразность и рентабельность инструментов.
Финальный этап. Знакомство и адаптация. Для взаимного знакомства компании и кандидата иногда используют элементы ассессмент-центра или хакатона.
Важна не столько продолжительность каждого этапа, сколько понятность и прозрачность процесса отбора для кандидата. Чтобы он понимал, что в течение условно двух недель условно он получит ответ, обратную связь и поймет, проходит он или нет.
Резюме: как мы рекомендуем выстраивать оценку выпускников и молодых специалистов.
О чем нужно помнить в процессе найма и адаптации студентов?
Международные исследования, связанные с вызовами и исследования мотивации и стрессовых факторов показывают, что сотрудники на старте карьеры готовы к новому и к элементам риска, но при этом они должны чувствовать себя в безопасности. Молодым специалистам нужны понятные требования и относительная стабильность. Важны не столько действия и активности, в которых участвуют градуанты, а то, насколько четок и понятен процесс – как на этапе отбора, так и в процессе адаптации и собственно старта карьеры. Дайте сотрудникам зависящую от вас стабильность – и они смогут творить и развиваться, а значит, достигать бизнес-результатов в составе вашей команды.
Оставьте свои контактные данные и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.