Возможности обучения методологии CBI различны – как с точки зрения целевых групп обучающихся, так и форматов организации семинара, его наполнения и продолжительности обучения.
Стандартная программа CBI может проходить в открытом или внутрикорпоративном форматах, очно или онлайн. Как правило, семинар от экспертов SHL продолжается 2 полных рабочих дня, первый из которых посвящен теории проведения интервью по компетенциям, а также отработке навыков интервьюирования участниками – с консультантом или ведущим и друг с другом. Весь следующий день студенты продолжают оттачивать навыки ведения интервью, в том числе с приглашенными волонтерами в роли внешних кандидатов (волонтерами могут быть и сотрудники компании-заказчика). «Тренировка навыков интервьюирования на волонтерах работает лучше всего, так как вызывает больше всего затруднений у участников. В процессе общения с волонтерами рождаются важные осознания относительно того, как именно стоит вести беседу, каким образом это повлияет на итоговый результат», – отмечает Екатерина Макушина, Ведущий консультант SHL в России. Вопросом приглашения волонтеров необходимо заниматься отдельно: важно заблаговременно организовать их присутствие на обучении.
Обучение «Интервью по компетенциям», проводимое в корпоративном формате, может иметь свои особенности. Поскольку организациям невыгодно отправлять своих сотрудников на продолжительное обучение, заказчики часто обращаются с запросом ускорить процесс, а также организовать его таким образом, чтобы участник не выпадал из рабочей деятельности. В ответ на этот запрос эксперты предложили разбить программу CBI на несколько модулей по 3,5 – 4,5 часа каждый.
Благодаря модульной структуре семинар можно проводить в разные дни, отталкиваясь от пожеланий и возможностей заказчика. Вместе с тем крайне не рекомендуется делать длительные интервалы между модулями: знания должны оставаться «в активе», чтобы была возможность легко продолжить обучение.
Каждый модуль содержит основные и дополнительные блоки. Первая часть обычно включает в себя рассказ о компетентностном подходе, теоретическую информацию о правилах и технологии проведения интервью по компетенциям, а также отработку методологии интервью в мини-группах.
Следующий модуль представляет собой закрепление знаний и навыков предыдущего блока обучения. Если в перерыве между модулями участники успели провести CBI в реальных условиях (и наверняка столкнулись с первыми трудностями), в рамках второго модуля можно обсудить все возникшие вопросы и совместно набросать идеи возможных решений. Вторая половина этого модуля может быть посвящена оценке информации, собранной во время интервью (например, в формате обсуждения видеоролика или текстового скрипта разговора), и знакомству с технологией оценки компетенций НОКО (Наблюдение, Описание, Классификация, Оценка). В этот модуль могут также добавляться блоки, связанные с написанием экспертного заключения (например, обучение формулировке выводов в соответствии с моделью компетенций компании). «Описание кандидата важно сделать точным и емким. Информация должна легко восприниматься и соотноситься с тем, что услышал интервьюер», – объясняет Екатерина Макушина.
Третий модуль корпоративной программы CBI – отработка навыков ведения интервью с участием кандидатов-волонтеров. Это ценная возможность попробовать новый метод в условиях, максимально приближенных к реальным: на семинар приходит неподготовленный человек, который предстает в роли кандидата, и участники отрабатывают полученные навыки, а также получают моментальную обратную связь от опытных экспертов, проводящих обучение. «Несмотря на то, что для получения общей картины методологии CBI достаточно 2-х первых модулей, третий модуль также крайне желательно включать в программу. Отработка с волонтерами – это наилучшая тренировка из всех, доступных в ходе семинара», – обращает внимание Юлия Полетаева.
Дополнительными темами, которые также можно включать в программу тренинга CBI, могут быть отработка навыков обратной связи по итогам интервью, калибровка по корпоративной модели компетенций и др.
Программа для руководителей, в чей круг обязанностей входит проведение интервью с кандидатами, нацелена на повышение качества проводимых ими собеседований. Важно сместить фокус внимания менеджеров-интервьюеров с прояснения деталей бизнес-процессов на то, каким именно образом действует сам кандидат. В содержание обучения закладывается 30% теоретической информации и 70% практики, обязательно наполнение программы примерами ведения CBI и приглашение волонтеров для отработки навыков интервьюирования. В целях экономии времени обучение также может быть модульным.
Семинар для менеджеров не преследует цель усвоить 100% информации из теории и практики ведения CBI. Эксперты считают хорошим результатом, когда руководители начинают использовать во время интервью хотя бы часть изученных материалов. «Мы рекомендуем проводить это обучение очно. Если есть возможность организовать выездную сессию хотя бы с однодневным погружением, то результаты будут намного лучше по сравнению с заочным модульным обучением», – рассказывает Юлия Полетаева.
В семинар для тьюторов следует добавить два блока:
Как уже отмечалось, существенным моментом являются промежутки между модулями обучения. Интервалы не должны быть длительными (оптимальный перерыв – одна неделя). Для поддержания знаний в активном состоянии можно просить участников выполнить домашнее задание (объяснить, что важно отработать к следующему модулю, какие вопросы сформулировать и т.д.).
Эксперты SHL акцентируют внимание на важности практической составляющей обучения. «Чем больше количество отработок с обратной связью от ведущего семинара, тем эффективнее пройдет обучение», – говорит Екатерина Макушина. Оптимальным считается соотношение 4 участников к 1 ведущему (максимальное количество участников для одного ведущего – 8). Крайне рекомендовано включать в обучение отработку интервью с участием волонтеров в роли внешних кандидатов, а также отрабатывать тему калибровки участников по корпоративной модели компетенций (особенно в случае, если обучающиеся редко работают с ней).
«CBI могут считать сложным или затратным для проведения, но в то же время – это прекрасная возможность погрузиться в реальные бизнес-кейсы, узнать варианты решения самых разных управленческих задач. Это очень обогащает ассессора», – говорит Юлия Полетаева. Кроме того, владение методологией CBI повышает качество проводимой оценки, поскольку проведение интервью по компетенциям позволяет получить более точный и объективный прогноз успешности кандидата.
Видеозапись вебинара "Интервью по компетенциям: возможности vs ограничения" >>
Оставьте свои контактные данные и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.