Почему люди по-разному реагируют на стресс?

Стресс все больше сопровождает любые аспекты нашей жизни, мы постоянно сталкиваемся с трудностями и предпринимаем действия для их преодоления. Проявления стресса и его последствия крайне разнообразны. При этом индивидуальные различия в восприимчивости людей к возникающим трудностям огромны и не всегда их можно объяснить, опираясь на существующий уровень научного понимания проблемы. 

Тем не менее с помощью психометрических инструментов, а именно опросников, мы можем довольно много рассказать о стрессе на рабочем месте. К примеру, c помощью Профессионального личностного опросника, возможно определить вероятные стрессовые факторы или стрессоры – те ситуации или требования, которые не соответствуют личностным ресурсам человека, превышают его адаптационные возможности и способствуют росту эмоционального напряжения. Эти факторы стресса могут снижать рабочую эффективность человека и приводить к негативным психологическим последствиям (например, раздражительность, депрессия, эмоциональное выгорание), физическим (например, головные боли) и поведенческим проявлениям (например, прогулы, увольнения). 

Кроме того, опросник позволяет предсказать то, каким образом человек может действовать в сложных для себя ситуациях, чтобы снизить психологическое напряжение. Такие способы совладания со стрессом называются копинг-стратегиями. Когда мы говорим об измерении характерных копинг-стратегий, мы оцениваем не только самого человека, но и то, что с ним происходит в трудных обстоятельствах, его логику поведения, а также сделанный им выбор в пользу тех или иных действий – такое ситуативное проявление жизненного стиля. При этом совладание может выражаться как в явных действиях или наблюдаемом поведении, так и в скрытых ненаблюдаемых мыслях и когнитивных усилиях.

Важно отметить, что копинги относятся именно к приложенным усилиям, а не к качеству результата. То есть совладание может быть либо эффективным и успешным в предотвращении и контроле индивидуального стресса, либо оно может не принести достаточных результатов. Например, такое поведение, как переедание, курение, употребление алкоголя, однозначно являются примерами неадаптивных стратегий совладания со стрессом. 

В многочисленных исследованиях были высказаны различные предложения относительно наиболее подходящего способа классификации копингов с точки зрения их функциональности и эффективности (1;3).  Одной из самых популярных концепций является подход, в котором стратегии, ориентированные на решение проблем (активные копинги), противопоставляются стратегиям, ориентированным на эмоции (пассивные копинги). Стратегии, ориентированные на решение проблем, направлены на проактивное поведение по изменению обстоятельств, вызывающих стресс, на прямое устранение стресс-факторов. Ориентированные на эмоции стратегии скорее же являются попыткой управлять своим эмоциональным состоянием и минимизировать негативные психологические последствия от стрессовой ситуации (4).

Эффективность применения копинг-стратегий в рабочем контексте зависит от ряда факторов, среди которых особо значимыми являются временные рамки (стрессовая ситуация – краткосрочная и одномоментная или это постоянно существующая проблема) и контроль (может ли человек повлиять на ситуацию, находится ли она в зоне его контроля или нет). Так, считается, что активные, направленные на проблему стратегии в целом более эффективны – они коррелируют с более низким уровнем эмоционального истощения (5,6), с ощущением благополучия и удовлетворенностью работой (2). 

Хотя в случае краткосрочных стрессоров и ситуаций, на которые человек повлиять не может, пассивные стратегии могут в моменте дать больший эффект и поддержать эмоциональное состояние. Но если ситуация затягивается, то пассивные копинги просто истощают энергию человека, не затрагивая и не устраняя проблему, что в итоге только повышает тревожность.



1. Amble, B., 2006. Stress or Job Satisfaction? http://www.management-issues.com/2006/8/24/research/stress-or-job-satisfaction.asp
2. Boyd, Nancy & Lewin, Jeffrey & Sager, Jeffrey. (2009). A model of stress and coping and their influence on individual and organizational outcomes. Journal of Vocational Behavior. 75. 197-211. 10.1016/j.jvb.2009.03.010.
3. Buys, N., Matthews, L. R. and Randall, C., 2010. Employees' Perceptions of the Management of Workplace Stress, International Journal of Disability Management, 5(2), 25-31.
4. Lazarus, R. S., & Folkman, S. (1984). Stress. Appraisal and Coping. New York: Behavioral Science Books.
5. Nonis, S. A., & Sager, J. K. (2003). Coping strategy profiles used by salespeople: Their relationships with personal characteristics and work outcomes. Journal of Personal Selling & Sales Management, 23, 139–150.
6. Sand, G., & Miyazaki, A. D. (2000). The impact of social Support on salesperson burnout and burnout components. Psychology & Marketing, 17, 13–26.