Управление проектом: распределение ролей и ответственности

Управление проектом: распределение ролей и ответственности

Говоря об управлении проектами, структуре и составе команды, стоит посмотреть на проектную деятельность с более далекой перспективы – определить, кто и каким образом может быть вовлечен в реализацию проекта.

Заинтересованные стороны проекта или «стейкхолдеры проекта» – это человек / группа / организация, которые прямо или косвенно могут повлиять на проект, или проект прямо или косвенно может повлиять на них.

Заинтересованными сторонами HR-проекта являются как его непосредственные участники, так и те сотрудники, а также, например, соискатели, на которых проект может оказывать влияние. Если внимательно посмотреть на проект, то можно выделить три категории интересантов:



Лебедь, рак и щука


При этом их взгляды на проект и его реализацию могут отличаться. Для того чтобы участники «не тянули одеяло» в разные стороны, необходимо прийти к общему пониманию желаемых результатов, учесть интересы всех сторон проекта и объединить эти интересы через вовлечение участников в принятие решений.

Как правило, если в компании создан проектный офис и приняты стандарты ведения проектов, то в организации действует Управляющий совет проекта, в состав которого должны входить представители всех заинтересованных сторон.

Слайд 1 (11).png

Чем могут различаться взгляды основных интересантов проекта? Если мы говорим про бизнес, то это сторона, которая всегда хочет знать, что она приобретет взамен потраченных средств: как проект повлияет на прибыль, расходы и т.п. Поэтому для обоснования проекта HR-профессионалам важно говорить на языке бизнеса, представить выгоды проекта в его категориях и показателях: как общая вовлеченность персонала скажется на его текучке и на вложениях в обучение новых сотрудников взамен уволившихся, как наличие внутренних преемников повлияет на достижение руководителями KPI в первый год работы и т.д. Для поддержки проекта важен язык бизнеса, понятный руководителю.

Если посмотреть на пользователей проектов, то ими могут быть сами HR (например, сотрудники отдела рекрутинга, которые получат более эффективно работающую систему отбора и смогут быстрее нанимать новых сотрудников). Однако важно не рассматривать HR-специалистов как единственных пользователей. В первую очередь таковыми являются линейные руководители и менеджеры компании. Именно они знают, каким должен быть результат проекта, чтобы достижение выгод стало возможным. Например, крайне важно, чтобы профиль успешного продавца не был «придуман» HR, а создавался в активном сотрудничестве с менеджерами, которые управляют отделами продаж. Необходимо вовлечь руководителя в процесс, организовать и провести необходимые мероприятия (опросы, фокус-группы и др.), то есть в коммуникации с конечными пользователями найти те особенности и требования к продукту проекта, которые позволят достичь измеримых улучшений. В противном случае даже хорошо сделанный проект не принесет выгод в результате реализации.

Кто такие поставщики проекта? Эта категория участников может быть как внешней, так и внутренней. Зачастую поставщиками становятся IT-подразделения компании, которые участвуют в автоматизации HR-процессов, а также компании-провайдеры HR-инструментов и услуг. Поставщики отвечают за качество продуктов проекта и за его реализуемость. Например, сотрудники IT-подразделения могут обозначить технические ограничения цифровой инфраструктуры компании, вовремя обратить внимание на вопросы информационной безопасности и другие важные детали. Поставщики превращают первоначальные планы бизнеса и пользователей в более реалистичные, могут подсказать неочевидные на первый взгляд варианты решения той или иной задачи. Для этого им важно понимать не только то, что именно необходимо сделать, чтобы достичь результата, но и то, к каким измеримым улучшениям важно прийти клиенту.



Сила слова


Слайд 2 (11).png


В рамках проекта важно организовать активную коммуникацию со всеми заинтересованными сторонами проекта, даже если та или иная категория участников непосредственно не задействована в его реализации. Зачастую проект не может достичь своих целей именно потому, что о нем мало рассказывали, не вовлекали людей, и в результате вновь сформулированные компетенции или другие нововведения стали для сотрудников полной неожиданностью.

Коммуникация с участниками выстраивается в зависимости от того, какое влияние на проект имеют заинтересованные стороны и какой у них интерес. Чем выше степень влияния и существеннее заинтересованность в проекте, тем менее формально необходимо вовлекать эти целевые группы. Тем не менее, важно искать и регулярно сообщать информацию о проекте даже той аудитории, которой проект коснется в самой незначительной степени.

Видеозапись вебинара Ларисы Ляпковой "Проектный подход в управлении талантами" на нашей YouTube-канале >>

Пишите, мы рады ответить на все вопросы!