+7 (495) 646-75-16 (МСК) +7 (812) 332-17-28 (СПб) Обратный звонок

Татьяна Андрианова

Руководитель офиса в Северо-Западном регионе

«Хороший руководитель не должен мешать сотрудникам работать»

Татьяна Андрианова

— Интервью с Вами вышло семь лет назад. За это время многое изменилось, что сейчас происходит с HR-рынком Северо-Запада? Изменились ли клиенты, сферы их деятельности?

— Честно говоря, есть ощущение, что прошло не семь лет, а семь столетий. За это время изменился не только рынок Северо-Запада, а вообще весь мир. Можно сказать, что мы живем какую-то новую жизнь. Раньше большую часть наших клиентов составляли производственные компании, сейчас рынок, безусловно, стал более разнообразным, диверсифицированным. Сегодня мы работаем не только с производственными компаниями, но и с торговыми сетями, которые растут и принимают новые формы — это очень интересные большие и не очень компании, фармацевтические компании, IT-сектор (к которому нужен особый подход). Ну и, конечно, производство и нефтегаз никуда не ушло, но тоже трансформировалось, компании меняют подходы в управлении персоналом, пробуют новые технологии.

Политическая и экономическая ситуация во многом послужила толчком к развитию бизнеса. Рынок покинули международные компании в их прямом понимании, некоторые из них трансформировались, стали локальными, но им удалось перестроиться. Где-то изменились процессы, во многих компания поменялась управленческая команда. Но, как сказал один из наших партнеров — HR не просто продолжают работать, у них появилось больше возможностей, потому что международный бизнес более стандартизирован, чем наш локальный российский. Например, раньше планы, критерии отбора, даже модели компетенций направлял головной офис, и компании от этого зависели, им необходимо было экстраполировать данные на наш российский рынок, а это сложно. Сейчас степень свободы выше, можно пробовать новое, принимать решения самостоятельно, и это дает большой толчок к развитию компании в сфере управления персоналом в том числе.

— Каковы тренды на рынке оценки, каким областям компании отдают приоритет?

— Рынок в последние годы изменился — теперь это в большей степени рынок кандидата. Набила оскомину фраза о том, что людей не хватает, вернее их вообще нет. Большие усилия бизнес направляет на удержание сотрудников и внутренний аудит — поиск талантов среди «своих». Сейчас так быстро все меняется, поэтому нужны люди, которые выдерживают скорость этих изменений. Ищут тех, кто может перестроиться, принять перемены, еще и управлять в этом процессе собой и другими. Желательно, чтобы они были стрессоустойчивы — это идеальный вариант. Поэтому большая часть проектов — это поиск высокопотенциальных сотрудников или работа с кадровым резервом и, собственно, аудит под какую-то конкретную задачу. Например, у коллег, работающих в добывающем секторе, логистике, IT, да и в других сферах бывают интересные задачи, связанные с подбором проектных или вахтовых команд. На вахте люди находятся долгое время, поэтому важно, чтобы они проходили не только по определенным техническим критериям, но и были способны выдерживать нахождение внутри команды, вне зоны общения с другими людьми, могли принимать нестандартные решения при необходимости.

Интересный и эффективный подход сейчас используют компании и для развития персонала, когда оценку используют для того, чтобы качественно и быстро обучать людей. Например, при подборе в кадровый резерв нужно оценить обучаемость, насколько быстро человек сможет овладеть теми или иными навыками. Наши инструменты используются как на этапе отбора в такие программы, так и в дальнейшем, когда нужно вывести сотрудников на точку эффективности.

— Изменились ли Ваши задачи? Что на сегодняшний день является самым любимым в работе?

— На мой взгляд, одной из важных задач руководителя филиала сегодня является продвижение услуг. Необходимо заниматься презентацией своей компании и продуктов, поэтому много времени уходит на маркетинг — это эффективнее в нашей сфере, чем прямые продажи. Безусловно, компания должна иметь медийную составляющую, но важно, чтобы и люди, которые там работают, рассказывали о том, чем могут быть полезны. Мне нравится заниматься продвижением, консультировать клиентов не в рамках какого-то отдельно взятого продукта, а в целом обсудить задачи клиента и найти нетривиальный подход к их решению.

В целом, за семь лет произошел переход в онлайн — всех нас к этому сподвигла ситуация с пандемией. Много лет назад я, будучи бизнес-тренером, вела курс по коммуникации для сотрудников отдела продаж и сервисных подразделений. Одним из тезисов была необходимость распределения каналов коммуникации, наличие визуальных, аудиальных и текстовых каналов. И тогда текстовые каналы занимали меньшую часть — кажется, процентов семь.

Сегодня мы все пишем и читаем посты в соцсетях и в принципе стали гораздо больше читать (но не книг, к сожалению) — это удивительно.

Недавно делились наблюдениями с коллегой о том, что люди перестали друг другу звонить просто так. Сейчас принято писать в мессенджерах и спрашивать, может ли человек выйти на связь, или договариваться о встрече. Большая часть встреч также проходит онлайн, и, с одной стороны, это очень удобно, но с другой — есть определенные ограничения у этого канала связи, при очной встрече людям легче общаться.

Люди стараются собираться на небольших конференциях, камерных мероприятиях (тоже интересный новый тренд), где можно обсудить животрепещущие вопросы и кейсы, пообщаться с коллегами. Недавно и мы проводили такое мероприятие в нашем офисе в Санкт-Петербурге, а московские коллеги приглашали гостей в свой офис, и надеюсь, мы продолжим общение с нашими коллегами из HR в таком удобном и полезном формате.

— Как, на Ваш взгляд, меняется работа филиала в Санкт-Петербурге? Стали ли сотрудники в СПб более автономными или же, наоборот, в той ситуации, когда необходимо реагировать на множество вызовов, «Бизнес Психологи» консолидируют усилия и выступают «единым фронтом»?

— Мы работаем в тесной связке с нашим главным московским офисом, потому что у нас единый консалтинговый багаж и команда консультантов R&D и IT. Мы рады, когда коллеги из Москвы приезжают к нам и рады бывать у них, но и в онлайне оказалось достаточно просто вести совместные проекты. Мы работаем с клиентами из разных регионов нашей страны — от Калининграда до Сахалина — офис в Санкт-Петербурге не ограничивается проектами только в СЗФО.

— Какими качествами, на Ваш взгляд, должны обладать сотрудники, чтобы быть полезными компании?

— Хороший вопрос. Нужно не терять здравый смысл. Люди сегодня сталкиваются с огромным стрессом, с этими вызовами сложно справляться. Но без критического мышления сегодня обходиться просто невозможно, а с учетом современных реалий развития искусственного интеллекта оно необходимо. Раньше я цитировала строчки из «Алисы в Стране Чудес» о том, что «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее», сейчас эти слова еще актуальнее. Через 15 минут будет не то, что было только сейчас, а через час или через день вообще все очень непредсказуемо, поэтому нужно реагировать очень оперативно на все вызовы, которые перед нами возникают. На третье место я бы поставила чувство юмора, оно всегда помогает. Ну и должна быть, конечно, какая-то любознательность и креативность. Сейчас настолько огромное количество информации, нужно уметь вычленять из нее необходимую квинтэссенцию, сухой остаток, с которым можно работать и очень быстро. Поэтому без этого дальше никуда. Сейчас говорят, что, помимо своей работы, мы за последнее время изучаем или осваиваем множество направлений, даже тех, которые, может быть, нам и кажется, что в работе не нужны, но это очень интересно, и тем самым не просто развиваем свой кругозор, но и совершенствуемся в разных необходимых навыках.

— Какого стиля руководства придерживаетесь?

— Стараюсь придерживаться демократического стиля управления. Как говорил Сергей Петрович Капица: «Управлять — значит не мешать хорошим людям работать», вот и я стараюсь придерживаться этого принципа. Хороший сотрудник будет работать и без руководителя, который где-то присутствует молчаливой галлюцинацией, ну и при необходимости, конечно, всегда поможет в каких-то ситуациях.

— Вы начали рассказывать об оценке в ретроспективе в рамках небольшой рубрике на канале SHLTOOLS, а сейчас ведете канал «Факультет забытых вещей» и даже записываете подкасты. Расскажите, как Вам удается все успевать? Или это история не про систематическую работу, а про творчество по вдохновению?

— Это интересная для меня задача, которая из развлечения выросла в дополнение к работе. Мне кажется, время для того, что нравится, можно найти всегда, но без систематической работы это невозможно. К сожалению, рубрика ведется нерегулярно, да простят меня подписчики, но я стараюсь это делать. Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Вдохновение — это способность приводить себя в рабочее состояние», так что буду стараться искать для себя вдохновение в вашей поддержке, дорогие читатели. Тем более, что исторические практики работы с персоналом — это вообще не только про оценку и развитие, но и про истории профессий, ну и, конечно, исторические параллели — сейчас этим, правда, занимаются все, кому не лень. Тем не менее, исторические практики, например, в Древнем Египте или Древнем Китае, или история проектного управления на примере атомного проекта и Курчатова, например, как управленца — я считаю, что это не только очень интересно, но и полезно для нашей современной практики управления персоналом. Это бесконечная область для поисков.

Это помогает переосмыслить нашу сегодняшнюю работу и дать какие-то новые открытия. Надеюсь, что мой канал в этом помогает. А интересные веселые, смешные и порой даже курьезные истории развлекают коллег в свободное от работы время.

— Что вдохновляет Вас сейчас?

Вдохновляет много вещей! Я люблю историю и литературу, классику и джаз, много чего интересного. Очень вдохновляет искусство и архитектура. Я являюсь соавтором рубрики #monay_funday на нашем канале SHLTOOLS — платформа для HR — рекомендую присоединиться, если вы его еще не читаете. Каждый понедельник в 8.30 мы публикуем произведения искусства с нашими комментариями и забавными темами, чтобы сделать вашу неделю интересней и веселей.

Не боятся пробовать новое в любом возрасте, которые могут себя перестроить, начать делать все заново, начать какой-то новый проект. Мне кажется, что это удивительное качество, особенно в наше непростое время.

— Если представить, что вы стали супергероем, какие бы суперспособности вы попросили для себя?

— Я считаю, что в каждом человеке есть что-то героическое, нужно это только найти. Иногда глубоко нужно зарыться. Ну, к примеру, телепатия. Я думаю, что телепатия — это интуиция, помноженная на опыт и знание людей, ну и логика иногда срабатывает. Мне кажется, что это полезный навык, если его можно назвать навыком. Недавно был у меня смешной случай. Я покупала в цветочном букет, и пока флорист его составляла, увидела краем глаза на столе у девушки рабочий график. И там были имена, видимо, продавцов-флористов этого магазина. И видно было, в какой день какой продавец работает. И, когда она мне собрала букет, и я уже собиралась уходить, я ей сказала спасибо и назвала ее по имени, потому что я увидела, что в этот день работает именно Галина. Она очень удивилась, что я знаю, как ее зовут, и спросила, как я догадалась. Я ответила, что это моя маленькая тайна, будем считать, что я воспользовалась дедуктивным методом. Мне очень нравится людей удивлять, но это точно не телепатия. Очень хочется, чтобы этого было больше, давайте будем делать друг другу маленькие приятности!

Приглашаем вас присоединиться к беседе, отправив вопрос участнику проекта!